Woronora cemetery- кладбищe Воронора
Как и все старые кладбища, кладбищe Воронора, хранит и фиксирует судьбы людей, захороненных на нем. Оно так же охраняет страницы нашей истории, если только постараться и внимательно их изучить.
Woronora кладбище самое большое в районе Sutherland, Sydney. Несмотря на это, русских захоронений на нем мало. Есть несколько православных секций, где хоронят исключительно греков. И только на православных секциях 1 и 2 можно увидеть несколько русских крестов. Используя визуальные наблюдения и базу данных кладбища установлены имена 35 человек, a вместе с ними не простые жизненные истории и политические события, как России, так и Австралии.
Одно из уникальных по своему историческому значению захоронений -это могила Осипова Михаила Иннокентьевичa, русского Анзака. Он был похоронен на англиканской части в августе 1952 года и найти его можно дoвольно таки легко. Но найдя, приходишь в ужас. Это просто трава, без всяких опозновательных знаков и табличек. Страшно, что пройдя войну, о нем ничего неизвестно и просто напросто забыто. Вот что узнала и написала о нем Елена Говор в своей книге ”Русские Анзаки”.
Михаил Иннокентьевич Осипов родился в Иркутске 20 сентября 1893 года в семье Иннокетия Ефимовича и Марии Осиповых. Прибыл в Брисбан в 1913 году, буквально за год до войны. Работал черно-рабочим на железных дорогах Квинсланда. Записался в армию в сентябре 1916 года, вероятнее всего пытаясь избежать голода и безработицы.
Главными факторами массового вступления в армию, отмечает Елена Говор в своих книгах, были причины экономического и политического характера – безработица, приостановление натурализации россиян австралийскими властями и давление русского консула Александра Абазы, который заявил австралийским властям, что все уроженцы Российской Империи призывного возраста и даже их взрослые дети обязаны вступить в армию, и добился разрешения на зачисление их в Австралийскую армию без натурализации.
Михаил был послан на Западный фронт. Но через несколько месяцев попытался сбежать, был возвращен. Затем, 2 июля 1918 года, выстрелил себе в ногу винтовкой , но был опять возвращен в свой батальон. Через два месяца он был ранен в Перонне и наконец получил свободу.
После войны – жизнь была нелегкой . Вернувшись в Австралию Михаил продолжал работать простым рабочим. Женился. У него появился сын. Вроде бы жизнь начала налаживаться. Но нет. Умер сын в возрвсте 2 лет. Вслед за ним жена Phyllis Mary Osipoff (née Turtle) всего через 5 лет после свадьбы. Судьба его второй жены неизвестна.
Умер Михаил Осипов в 1952 году, прожив всего 59 лет.
Три могилы семьи Родионовых рассказали другую историю. Родионов Иван Степан

RODIONOFF- Woronora cemetery – www.russianinaustralia.info
ович, уроженец Читы, прибыл в Брисбeн на AKI MARU 11 августа 1929 вместе с сыном Георгием и дочкой Валентиной, 17 лет . Его жена Васса последовала вместе с другой дочерью Таисией 8 февраля 1930. Гражданство семья получила в 1939/42 году. Дочки вероятнее всего вышли замуж и сменили фамилию. Следы потомства затерялись.
Шумский Михаил Доминикович (Shumsky Michael Dominic) (17.6.1886-11.5.1952) служил в белых войсках Восточного фронта до эвакуации Приморья. В декабре 1922-феврале 1923 года выслан с Дальнего Востока (из базы данных Волкова). Жил с семьёй в Сиднее. В 1949 году семье Шумских (жена Валентина, дочь Галина, сын Лев -27.3.1915) было официально отказано в гражданстве. Буквально через год семья опять подаёт, но гражданства Михаил не дождался. В национальном архиве Австралии сохранилось дело 1950-1952 года с пометкой ”ограниченная миграция” и датой смерти Михаила.
Woronora кладбище стало последним приютом семьи Ивановых. На кладбище похоронено 6 членов этой семьи.
Махим Игнатьевич Силин родился 9.11.1886 в Перми. Вместе с братом Александром прибыл в Австралию в августе 1914 годa в Брисбен. Позже переехал в Сидней. Жена Александра (умерла 1937, в Kogarah). Три дочери – Нина и Клавдия (Clarence) родились в 1917 и 1920 в Квинсланде, Александра (Alex) в 1922 в Сиднее. Все дочери вышли замуж за Австралийцев – Нина за Charleston William Oliff в 1941, Клавдия за Swinfield Frank Arthur в 1941, Александра за Norman Grant Steel (R.A.A.F.) в 1943. Плотник по профессии Максим Силин работал на фирму в Сиднее, построил дом в Mortdale, который просто назвал ”Пермь” по месту его рождения и Родины, по которой он сильно скучал.